Юлия Ауг: В России налицо все признаки формирования тоталитарного государства

13 января 2020 22:55 Просмотров: 181 # Прокомментируй Печатная версия
Юлия Ауг: В России налицо все признаки формирования тоталитарного государства

Как выглядит официальное мифотворчество в современной России? Почему россияне стыдятся своей наготы? Какие травмы разделяют Эстонию с Россией? Интервью DW с актрисой и режиссером Юлией Ауг.

Российская актриса и режиссер Юлия Ауг в интервью DW рассказала о видимых ею признаках формирования в России тоталитарного государства, отличиях между российской аннексией Крыма и советской аннексией Эстонии, своем отношении к Кириллу Серебренникову, наготе на экране и в театре и причинах, по которым она не знает эстонского языка.

DW: Мы с вами встречаемся в новом 2020 году. Давайте подведем итоги прошедшего года - каким он был лично для вас?

Юлия Ауг: Лично для меня это был один из самых счастливых годов. При всем, что происходит вокруг, в своей личной и творческой жизни я была счастлива, как никогда.

- А что происходит вокруг?

- Вокруг много чего происходит, и это очень печально и страшно. И если воспринимать это не просто эмоционально, а попробовать трезво проанализировать, то приходишь к очень неутешительным выводам. У меня полное ощущение того, что мы находимся где-то внутри системы, формирующей тоталитарное государство. Все признаки этого в России налицо.

- Какие именно признаки?

- В России, например, всегда есть некая официальная мифология, которая выдает желаемое за действительное. И есть действительность, которая абсолютно отличается от мифологии, создаваемой государством.

В Советском Союзе это было доведено до некоего совершенства в буквальном смысле. Вся агитационная машина, включая великие произведения искусства, начиная от живописи, музыки, кино, театра, работала на создание мифа - мифологии СССР как самого свободного демократического и справедливого государства в мире.

- А что работает на эту мифологию в современной России?

- На эту мифологию в современной России работают фильмы, которые сейчас снимают. Сейчас во многом Госкино финансирует патриотическое кино.

- А что в этом плохого?

- В этом нет ничего плохого за исключением того, что это - мифологические сюжеты, а не правда. Кроме того, есть определенные личности, которым позволено говорить. И это тоже признак тоталитарного государства. Выбираются люди, становящиеся неким каналом, через который выпускается пар, накопленный в протестной среде. Ну, вот кто у нас сейчас может говорить?

- Максим Галкин?

- Да, Максим Галкин - и его не снимут с эфира. Иван Ургант, например, может говорить - и его тоже не снимут с эфира.

- Вы сегодня тоже говорите то, что думаете, и многие считают вас одиозной фигурой. Вы в одном из интервью назвали себя либералом. Вам это когда-нибудь аукалось?

- Я не знала, что меня считают одиозной фигурой. Да, я в открытую говорю, что я либерал, и мне действительно очень хочется, чтобы меня так воспринимали. Потому что либеральная идея мне кажется очень продуктивной. Аукалось ли мне это? У меня были довольно серьезные проблемы несколько лет назад, связанные с моими высказываниями, с моими постами в Facebook, с моими интервью и вообще с моей гражданской позицией.

- Вы имеете в виду аннексию Крыма, которую вы называете…

- …которую я называю в открытую аннексией Крыма. Я действительно считаю это аннексией. Это можно как угодно представлять: говорить, что это был свободный референдум, и жители Крыма действительно хотели вернуться в Россию… Но с точки зрения политических манипуляций это - аннексия.

- А какие у вас были проблемы?

- Меня снимали с ролей, на которые я уже была утверждена. Продюсеры, с которыми я очень хорошо общаюсь, просили меня не писать посты в Facebook - говорили, что хотят со мной работать, но если они меня утвердят, у них могут быть проблемы с моей кандидатурой на каналах.

- И вы перестали писать?

- Нет, не перестала. Мне просто кажется, что это будет совсем глупо, если я перестану. Но сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону - я имею в виду в кино и театре. Я не могу сказать, что это какой-то предвестник наступающей демократии. Нет, все на самом деле вокруг очень страшно. Но просто сейчас появилось больше людей, которые понимают, что надо искать пути создания продукта в обход финансирования государства. И возникло очень много новых платформ, для которых создается по-настоящему интересный кино- и телепродукт.

- Вы снимаетесь в клипе Димы Билана "Пьяная любовь". Это такой шабаш, балаган, карнавал - все что угодно. Вам это интересно?

- Да, мне интересно - в первую очередь потому, что его сняла моя подруга Даша Чаруша. Это ностальгический клип о тех самых 90-х, которые, кстати, по сравнению с тем, что происходит здесь и сейчас, выглядят уже вполне милыми, а не такими кровавыми, как нам казалось еще несколько лет назад.

- А потом вы играете у Серебренникова в спектакле "(М)ученик" и позже - в фильме "Ученик".

- Это не "потом", это все параллельно происходит. Мне, безусловно, интереснее всего рядом с Кириллом Серебренниковым - масштаб его личности настолько большой, что рядом с ним вообще интереснее всего.

То, как он переосмысливает любое происходящее событие - и здесь и сейчас, и где-то там в истории. Если посмотреть его спектакль "Барокко" - как он осмыслил протесты, которые происходили в Праге 68-го года, студенческие протесты в Париже 68-го года, и как он это соединил с сегодняшним днем, - на мой взгляд, это просто великое произведение.

- Помимо Серебренникова и прочего, и прочего, я знаю, что у вас определенное отношение к наготе. Вы в своем первом фильме разделись в 90-х…

- Да это даже 89-й был.

- … потом вы и в некоторых других фильмах раздевались. Зачем вам надо было раздеваться?

- Я к этому отношусь очень спокойно. Мне кажется, что неприятие тела и неприятие плоти - это табу, наложенные на нас христианской моралью. В силу того, что я, скорее, язычница и воспитана на лучших образцах античности, для меня тело прекрасно, принимаемо. Его не надо стыдиться. Им не надо и гордиться - к нему надо относиться, как к данности.

- То есть раздеваться не стыдно?

- Слушайте, ну почему это должно быть стыдно?

- Потому что некоторые так считают.

- Над ними довлеет христианская мораль.

- Потому что Россия - пуританская страна?

- Россия - не пуританская страна. В России такой коктейль из всевозможных запретов, при этом, патерналистских запретов, что назвать ее пуританской было бы слишком просто. Мне кажется, что заглядывать надо глубже - в тот самый домострой, который был основой патриархальной семьи, в православие, значительно более консервативное, нежели католицизм. И в такую удивительную вещь, что в абсолютно не религиозной стране, которой был Советский Союз, партия заменила религию. Когда вождь был практически богом - нет, скорее идолом, плюс это абсолютно ритуально-религиозное отношение к власти, ее сакрализация и полное отсутствие секса. В Советском Союзе секса, извините, нет. И если взять все это вместе - какой продукт можно воспитать?

- Юлия, вы русская, родились в Ленинграде...

- Во мне нет ни капли русской крови. Я родилась в Ленинграде. Мой папа наполовину швед, наполовину эстонец. Моя мама - еврейка. А выросла я в Эстонии.

- Какая она - ваша Эстония? Какого цвета, чем пахнет, как звучит?

- Эстония пахнет морем и холодным морским ветром. Я бесконечно люблю ее, берег Финского залива для меня - это место силы. Безусловно, Россию и Эстонию разделяет колоссальная травма народа, связанная с аннексией Эстонии Советским Союзом в 1940 году.

- Аннексия Эстонии и аннексия Крыма похожи?

- В 1940 году на территорию Эстонии не были введены войска, ее никто не захватывал - Эстония присоединилась к Советскому Союзу путем якобы свободного голосования. Но проблема в том, что к нему допустили только тех, кто поддерживал коммунистическую партию. Более того, с 1939 года в Эстонии велась очень серьезная пропаганда выгодности присоединения к СССР - связанная не только с тем, что он гарантировал защиту от Гитлера, но и с тем, что Эстонии станет лучше жить, потому что в тот момент в стране был экономический кризис.

- Вы часто бываете в Эстонии?

- Я сейчас довольно много сотрудничаю с эстонскими продюсерами. Я снялась в эстонском фильме, получившем огромное количество международных призов - "Товарищ ребенок". Это эстонский бестселлер, который написала Леэло Тунгал, - история депортаций и репрессий в 50-е годы глазами девочки. Фильм получился очень хороший, я им горжусь. А в марте прошлого года я выпустила спектакль о своей семье "Моя эстонская бабушка".

- Вы когда-то говорили, что тот факт, что вы не владеете эстонским языком, - одна из самых больших травм или драм в вашей жизни.

- Я довольно давно изучаю проблемы самоидентификации человека. В 2012 году я делала в Эстонии документальный спектакль "Эти русские" - о русскоязычных жителях страны. Мы брали интервью у большого количества людей, задавая им одни и те же вопросы. И мы поняли, что человек идентифицирует себя с национальностью, в первую очередь по языку.

Кстати, спектакль "Моя эстонская бабушка" именно о том, почему я не говорю по-эстонски. Бабушка не научила меня этому языку, потому что искренне думала, что мне он не пригодится никогда. Мой папа, эстонец, к сожалению, не знает эстонского языка, потому что он родился в 1922 году в Петрограде, а потом оказался в ссылке, и там тоже никто не говорил по-эстонски. В Эстонию он вернулся только в 60-х годах.

- Что нужно сделать чтобы русские и эстонцы помирились - или они никогда не ссорились?

- Они не ссорились, это другие взаимоотношения - агрессора и жертвы. Это нельзя назвать ссорой. И поэтому я очень хорошо понимаю эстонцев, которые не любят русских. Но, кстати, сейчас выросло другое поколение, которое уже не то, что не любит русских, - они просто ориентированы в первую очередь на Европу. Исторически они знают о взаимоотношениях Эстонии с Россией, но у них уже нет такой травмы в буквальном смысле слова.

Многие продюсеры, если говорить об искусстве, наоборот, с удовольствием работают с российскими актерами, режиссерами и драматургами именно в силу того, что если перестать выстраивать какие-то культурные мосты и какое-то взаимодействие, то общение совсем прекратится. А это неправильно. В Эстонии огромное количество людей, которые говорят по-русски и чувствуют себя русскими. И если эту проблему и ситуацию не замечать, будет другая травма.

Тэги: власть политика россия эстония Юлия Ауг интервью
Если Вы заметили ошибку, сообщите о ней, пожалуйста, редактору сайта

Комментарии:



загрузка...

Присоединяйся!

#

Новости партнеров

Видео

Все видео



Американские маслкары не обладали той мощностью, о которой все говорят!!!

Отава Ё – Сумецкая (русские частушки под драку)

Боевые пайки для российской авиации (видео от SoLiD)

Фото

Все фото



Сталлоне выставил на продажу свою спецверсию "Cadillac Escalade ESV" (фото)

Линию по конечной сборке низкопольных троллейбусов «Адмиралов» запустили в Петербурге

FLAMAX доказал: у бизнеса и спорта в России есть точки соприкосновения

Анекдот дня

Не упустите свой шанс!
НЕДОРОГО продается престижный асфальтовый каток: дорогу уступают все
(даже мерсы)! Кабриолет.
Кожаный салон, кондиционер.
V12.
Турбодизель.
Жесткая спортивная подвеска: отсутствие кренов в поворотах, нет заноса задней оси. Сверхнизкопрофильные литые диски.
Набор максимальной скорости в момент старта.
Противоугонная система: через полчаса после угона аппарат все еще в пределах прямой видимости.
Спешите! Он один такой!

Все анекдоты

Что ещё почитать

ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ