Тройной праздник отметили православные одесситы

6 октября 2019 03:09 Просмотров: 244 # Прокомментируй Печатная версия
Тройной праздник отметили православные одесситы

29 сентября православные одесситы торжественно чтят память преподобного Кукши. Этот святой – практически наш современник, а его житие – квинтэссенция многовековой русской святости. Преподобного Кукшу сравнивают с Антонием Киево-Печерским, Сергием Радонежским и Серафимом Саровским, продолжателем подвига которых он, несомненно, является. В нынешнем году исполнилось  25 лет канонизации этого светильника православия последних времён, а также 55-летие со дня его кончины. А еще 2019 г. – это  195-й год  молитвенного бытия одесского Свято-Успенского Патриаршего мужского монастыря. Все эти памятные даты было решено отметить праздничным Богослужением, состоявшимся 29 сентября в славной одесской обители, которое возглавил Блаженнейший митрополит  Киевский и всей Украины Онуфрий.

Схиигумен Кукша (Величко) прибыл в одесский Свято-Успенский мужской монастырь на склоне лет, почти 60 лет назад – в 1960 году. Уроженец Херсонщины, он с детства проявлял особую склонность к монашескому деланию. Но это не было какое-то удивительное постничество или склонность к уединённой молитве, которые поражают при чтении жизнеописаний других святых. Маленький Косьма – так назвали будущего преподобного при крещении – отличался просто невероятной любовью к людям: со всех ног он мчался на помощь, старался утешить и успокоить, забывая о собственной детской немощи. Таким он  остался и в зрелости, и в старости.

Эту Христову любовь не поколебали ни годы, проведённые на лесоповале в лагере в Пермском крае и ссылке, ни годы скитаний по монастырям. Власти боялись этой его любви, на свет которой сквозь мрак безбожия и невежества устремлялись сотни, если не тысячи страждущих духовно и телесно. Вот и гнали монаха с места на место. Только приживется игумен в одном монастыре, как приходит новое назначение. Все эти перемещения он принимал со смирением, без тени осуждения или ропота.

Постриженик Пантелеимонова монастыря на Афоне, он вместе со многими русскими монахами и послушниками был изгнан со Святой Горы греческими властями и в канун Первой мировой войны вернулся в Россию. За  свою длинную монашескую жизнь игумен Кукша жил и служил в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, в Свято-Иоанно-Богословском монастыре села Крещатик Черновицкой епархии и в одесском Свято-Успенском монастыре.  Везде основным послушанием старца было принятие исповеди, и за духовным утешением к нему шли многие сотни богомольцев.

Одесский монастырь стал последним пристанищем гонимого схиигумена Кукши. Располагался он на окраине города, на которую практически не ходил транспорт – только один трамвайный вагон с двумя кабинами для водителя перемещался по одноколейным рельсам от 16-й станции Большого Фонтана до Дачи Ковалевского и обратно, по пути делая остановку у переулка, ведущего к монастырю. А до 16-й станции нужно было добираться на другом трамвае. Но богомольцев, страдающих от различных недугов и жаждущих утешения в трудных жизненных ситуациях, такие неудобства не останавливали. В монастырь начался неиссякаемый людской поток, таков он и по сей день.

Одесская обитель во время пребывания в ней отца Кукши восстанавливалась после многих лет запустения. Основана она была в начале XIX века как акт покаяния богатого молдавского помещика Александра Теутула: его безумные игрища на морском берегу привели к гибели небольшого греческого судна. Вот и отдал он свое имение под монастырь, который впоследствии стал носить имя Успения Пресвятой Богородицы. Но располагались здесь не только три храма: Свято-Успенский, Чудотворной иконы Живоносный источник и Святителя Николая, но и маяк. Поэтому и переулок, ведущий к монастырю, получил название Маячный. Ревун по-прежнему здесь, и его голос слышен во многих районах Одессы в туманную и ненастную погоду.

Процветанию монастыря положила конец даже не Октябрьская революция,  а кампания по изъятию церковных ценностей – тогда было конфисковано абсолютно всё имущество, а главный Свято-Успенский храм взорван.  Затем обнищавший монастырь заняли обновленцы, предвестники нынешней «ПЦУ». Их, к слову, тоже поддерживал Константинополь. Потом была война, а после освобождения Одессы от немецко-румынских оккупантов в 1944 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Из тюрем, лагерей и ссылок вернулись её насельники. Взорванный храм так и не был восстановлен, на его месте освятили водосвятную часовню над монастырским источником – здесь и сегодня совершают праздничные освящения воды, которая имеет особый привкус. Основным для  монастыря стал храм в честь иконы Живоносный Источник, освящённый после десятилетий запустения в честь  Успения Божией Матери. Долгое время на богослужениях в этой небольшой церкви  значительная часть богомольцев вынуждена была стоять во дворе, у дверей и окон – чтобы слышать службу. Только в 2010 году закончилось строительство нового соборного храма монастыря, получившего традиционное имя в честь иконы Живоносный источник, а нижний храм освятили в честь преподобного Кукши. Однако его мощи по-прежнему часто пребывают в Свято-Успенской церкви.

Одесский монастырь избежал второй волны запустения в начале 60-х годов ХХ века благодаря особому отношению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Он любил Одессу, здешний климат был полезен для здоровья Святейшего владыки.

Власти не решились закрыть монастырь, в котором часто бывает Патриарх, и сделали из него пропагандистскую открытку, которая должна была демонстрировать  миру отсутствие гонений на Церковь в СССР. Так одесский мужской монастырь получил имя Патриарший, а летняя резиденция и сегодня готова принять Святейшего владыку.

Патриарх Алексий I почитал схиигумена Кукшу, часто приглашал его к себе на чаепитие и любил слушать рассказы об Афоне и Святой Земле, где в юности довелось побывать будущему святому. Надо сказать, что симпатия эта была взаимной.

Бог судил старцу Кукше прожить в одесском монастыре четыре года. Причащался он почти ежедневно, любил раннюю литургию. Сохранился  его афоризм: «Ранняя литургия для подвижников, а поздняя – для постников». И, конечно же, окружало  отца Кукшу множество людей – богомольцев, паломников, болящих и скорбящих. Для каждого у него находилось утешение. Как и многим праведникам, людям святой жизни, старцу было открыто время его смерти. Духовные чада вспоминали, как он говорил: «90 лет – Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают».

В октябре 1964 года старец ночью вышел из кельи, упал и сломал ногу в бедре. Так как он принципиально жил без келейника, то отца Кукшу обнаружили только под утро лежащим на сырой земле. В результате воспаления легких он отошел ко Господу 24 декабря 1964 года в возрасте 90 лет. Но и после смерти власти не давали покоя неугодному старцу. Они потребовали, чтобы отца Кукшу похоронили не в монастыре, а на родине в Херсонской области. Так боялись даже усопшего старца, а ещё более – стечения множества народа на его похороны. Тогдашний наместник пресёк все эти манипуляции мудрым высказыванием: «У монаха родина – монастырь». Тогда власти отвели на погребение лишь два часа. Так, в точности исполнились пророческие слова отца Кукши: он скончался в два часа ночи, а в два часа дня над могильным холмиком уже возвышался крест.

Однако избежать стечения огромных масс верующих власти не смогли. Весть о кончине старца мгновенно облетела не только Одессу, но и всю страну, хотя тогда и не было ни интернета, ни  мобильной связи – обычный стационарный телефон был редкостью. Тут же сотни паломников начали прибывать на могилку старца. И их поток не иссякает и в нынешние времена. Хоть старец Кукша уже четверть века как прославлен  во святых, его мощи обретены и пребывают в монастырском храме, но все равно к месту его захоронения на монастырском кладбище продолжают с молитвой приходить люди.

Вот и в день памяти преподобного Кукши одесский монастырь был полон богомольцами и паломниками.  Огромный соборный храм едва смог вместить их всех: люди стояли в притворе и на ступеньках.  Небывалое стечение священноначалия из разных епархий Украины и России также украсило праздник.  Благодать Святого Духа и Христова любовь преподобного Кукши к страждущим людям – не ко всему абстрактному  человечеству, а к каждой отдельной душе, часто скорбящей и озлобленной, продолжает привлекать к себе не только духовно практикующих православных христиан, но и начинающих свой путь к Богу и Его Церкви. Как и поется в кондаке нынешнего праздника: «Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным».

Тэги: культура религия православие одесса преподобный Кукша
Если Вы заметили ошибку, сообщите о ней, пожалуйста, редактору сайта

Комментарии:



загрузка...

Присоединяйся!

#

Новости партнеров

Видео

Все видео



Анатомия катастроф: черный лебедь, серый лебедь, розовый фламинго (выпуск от 05.06.2020)

Полина Крупчак порадовала поклонников новым видео на летнюю песню "Море"

Армейский паек боевой обновленный (видео от SoLiD)

Фото

Все фото



Новий водогін, освітлення, благоустрій: все про здобутки комунальників Щербанівської ОТГ (Полтавщина)

АЗ «Чайка-Сервис» отгрузил партию спецавтомобилей для «Мострансавто»

Завод «СпецДорМаш» модифицировал автогрейдер СДМ-25

Анекдот дня

Приходит мальчик в магазин:
- Дайте мне бутылку водки!
Продавец: - Не дам, мал ещё!
- Да меня отец послал!
- Ну, послал, так что же теперь - напиваться из-за этого?

Все анекдоты

Что ещё почитать

ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ