Сергей Соловьев. Фото на память

12 марта 2014 16:09 Просмотров: 447 # Прокомментируй Печатная версия
Сергей Соловьев. Фото на память

На только что завершившемся фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске одним из интереснейших событий стал вернисаж известного кинорежиссера, народного артиста России Сергея Соловьева. Он представил более 100 авторских фотографий, искусно разбавленных живописными портретами XVIII-XIX веков из своего личного собрания. Получилась уникальная, ни на что не похожая выставка, о которой обозревателю «Труда» захотелось поговорить с автором.

Сергей Александрович, как я понимаю, это ваша первая большая персональная фотовыставка. А снимаете вы с...

— С 1954 года, когда родители подарили мне фотоаппарат «Любитель», а потом «Смену». Тогда же они популярно объяснили мне, что если я хочу, чтобы карточки получались качественными, по крайней мере были в фокусе, то нужно ставить выдержку 1/100 секунды и диафрагму 16. Я так и сделал, нажал затвор — и с этого момента моя жизнь преобразилась. С тех пор и по сегодняшний день мне бесконечно интересно жить. При этом, замечу вам, я снимаю без всякой причины. Это как дышать, говорить, думать.

— Тем не менее при всей непреднамеренности вашего увлечения фотографий набралось аж на целую выставку.

— Это не специально придуманный, а случайно получившийся фотоотчет о моей пестрой жизни. Здесь есть снимки той далекой уже поры, когда я учился во ВГИКе, есть и совсем недавно «остановленные мгновения». Всего на выставке 130 фотографий, причем я их сам напечатал, не пользуясь услугами лаборатории. Но это только третья часть из той большой экспозиции, которую я готовлю для Москвы и Санкт-Петербурга. В столице площадка уже оговорена — это Академия художеств. В Питере пока ведем переговоры с разными залами. Называется экспозиция так: «Жизнь со скоростью 1/100 секунды». В этом названии есть не только технический смысл.

— Но основная ваша профессия — кинорежиссер. Скажите, фотография — это сестра кинематографа? Его мать? В каком родстве находятся эти две музы?

— В таком же родстве, как слово с литературой. Невозможно быть литератором, не понимая красоты слова, красоты русской речи. Точно так же невозможно снимать кино, быть человеком кино, не любя и не ценя фотографию. Ибо кино — это и есть движущаяся фотография. Те самые пресловутые 24 кадра в секунду. При этом фотография — отнюдь не прикладная вещь. Она обладает независимой, самостоятельной красотой и выразительностью. Фотообраз — он всегда самодостаточен и равновелик самому себе.

Меня порой спрашивают: «А что вы хотели выразить этой фотографией?» Да ничего я не хотел выразить. Мне никогда не хотелось, к примеру, запечатлеть великого актера Михаила Ульянова, читающего газету «Правда», хотя такая возможность у меня была. Но мне это было неинтересно. Если бы он, допустим, читал «Таймс», мне это было бы вдвойне неинтересно. Потому что возникла бы некая «концептуальная» фотография. Как будто я чего-то кому-то хотел доказать. На самом деле я ничего своими фотографиями сказать не хотел. Я запомнить хотел. Что был, например, чудесный тихий вечер. Или ясное солнечное утро. Или был такой замечательный период в моей жизни, когда я искал натуру к фильму «Елизавета и Клодиль» (пока не поставленному) и объездил с фотоаппаратом всю Францию, которая открылась мне с неожиданной и волнующей стороны. И мне доверились, открылись люди этой страны, которые остались на отпечатках и в моей памяти. Вот за это я и люблю фотографию.

— У вас есть любимый фотожанр?

— Я все снимаю. У меня вообще-то интересная жизнь. Я с удовольствием фотографировал знаменитых людей — Олега Янковского, Сашу Абдулова, Таню Друбич, Павла Лунгина, Пьера Ришара: Но наравне с ними в моей фототеке есть и снимки людей без особых регалий, которые тем не менее производили на меня неотразимое впечатление. И не всегда своими характерами, но и просто своим обликом, поворотом головы, разворотом плеч, блеском глаз. Имена некоторых людей на моих снимках я уже не помню, но это и неважно — они подарили мне радость общения с ними.

Лет пять подряд я снимал — не удивляйтесь — стены домов по всему миру. Хотел даже книгу издать. Каждая стена обладает своей физиономией, историей, своей памятью — как она ветшала, осыпалась, ремонтировалась. У меня есть потрясающая коллекция каннских стен 1972 года. Сегодня их уже нет, или они совсем другие. А на моих снимках они остались. Эти стены, эти лица, эти пейзажи — мой метод художественного общения с белым светом. Собирая выставку, я думал, что нужно придумать какую-то концепцию, которая объединяла бы столь разные снимки. А потом понял: любая концепция — мура рядом с этим энергетическим потоком живой жизни, которую мне довелось прожить и сохранить на фотографиях.

— А зачем вы соединили свои снимки с живописными портретами прошлых веков?

— Эти портреты — из моей домашней коллекции, которую я давно потихоньку собираю. Я не знаю, кто эти люди на полотнах. Я все думал: вот выйду на пенсию и обязательно постараюсь разузнать их родословную. На пенсию вышел, но так ничего и не узнал. И уже, сказать честно, и узнавать не хочется. И сами авторы тоже, кстати, чаще всего безымянны — в моей коллекции собраны преимущественно работы крепостных художников. Эти живописные портреты, изображающие красивых, благородных людей, висят среди сделанных мною фотопортретов. И естественным образом дополняют их, как бы поясняя, кто мы такие, откуда родом. Такая вот общерусская генетическая память.

— И последнее. На вашей выставке есть фотографии, снятые, что называется, в простоте: нажал кнопку — вылетела птичка. А есть снимки, выполненные в сложной, неизвестной мне технике...

— Каждое человеческое лицо диктует свой способ изображения. Так что разнообразие стилей — это не от желания позабавиться, оно помогает мне правильно вспомнить и воспроизвести личность. Что касается новых технологий, то, не скрою, многие из них я изобрел лично. Чем и горжусь.

Тэги: Соловьев интервью артист режиссер
Если Вы заметили ошибку, сообщите о ней, пожалуйста, редактору сайта

Комментарии:



загрузка...

Присоединяйся!

#

Новости партнеров

Видео

Все видео



Анатомия катастроф: черный лебедь, серый лебедь, розовый фламинго (выпуск от 05.06.2020)

Полина Крупчак порадовала поклонников новым видео на летнюю песню "Море"

Армейский паек боевой обновленный (видео от SoLiD)

Фото

Все фото



Новий водогін, освітлення, благоустрій: все про здобутки комунальників Щербанівської ОТГ (Полтавщина)

АЗ «Чайка-Сервис» отгрузил партию спецавтомобилей для «Мострансавто»

Завод «СпецДорМаш» модифицировал автогрейдер СДМ-25

Анекдот дня

- Извини, но у меня уже есть девушка.
- А если тебе предложат Lаmbоrghini, ты тоже скажешь "извини", но у меня уже есть "Жигули"?
- Извини, но ты предлагаешь ещё одни "Жигули".

Все анекдоты

Что ещё почитать

ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ