Сергей Ковальчик в свои 50 о творчестве и планах на следующие 50

2 октября 2019 01:24 Просмотров: 198 # Прокомментируй Печатная версия
Сергей Ковальчик в свои 50 о творчестве и планах на следующие 50

Юбилей художественного руководителя Национального академического драматического театра имени Максима Горького Сергея Ковальчика стал для корреспондента агентства «Минск-Новости» хорошим поводом для обстоятельной беседы с ним о творчестве и театре.

– Когда вы осознанно решили, что станете режиссером и кто повлиял на ваш выбор?

– Есть старый актерский анекдот. Сидит пожилой актер ТЮЗа возле зеркала в гримерке.  На нем костюм зайчика и шапка с ушками. Смотрит на себя в зеркало и говорит: «Ты этого хотел? Ты это получил!»

Я с детства хотел стать режиссером, и сейчас делаю то, о чем мечтал. Правда все пришло не сразу. Десятилетним мальчишкой театр не любил, мне было стыдно выходить на сцену. А потом меня, пятнадцатилетнего, позвал в студию киноактера одноклассник, попросил посмотреть отрывок спектакля со стороны. Я это сделал и посоветовал немного изменить происходящее на сцене. Мое предложение одобрили, ребята продемонстрировали публике то, что получилось. Всем понравилось. И тогда я понял: мне интересней помогать другим делать что-то, а не играть самому на сцене.

– Вы освоили три профессии: актер, режиссер и управленец. Какая из трех составляющих в вас доминирует?

– Это звенья одной цепи. Режиссер в театре должен знать все или по крайней мере стремиться к этому. Бич нашего времени – дилетантизм. Сегодня любой может играть на сцене, ставить свой спектакль и, возможно, его даже похвалят, но к профессии это не будет иметь никакого отношения. Режиссеру нужно быть образованным всесторонне. Изучаю театр не только как место работы, но и сферу жизни и деятельности человека. Мне интересно как сочетается творчество с производством, ищу, какие решения надо принять, чтобы творческий процесс стоял на первом месте. Театр – вид профессионального искусства, а не субъект хозяйствования.  Каждый актер индивидуален и требует особого подхода.

– Возможно, освоите еще и профессию психолога?

– Психология – часть режиссуры. Ты не можешь пройти мимо моментов, которые тебе нужны в работе. Я должен знать, каким был Лондон в 1600 году, если ставлю пьесу Шекспира, как жили люди в то время, что их беспокоило.

– В вашей режиссерской копилке разноплановые произведения: детские постановки, документальные фильмы, спектакли по произведениям классиков: «Бег» Михаила Булгакова, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира. Не обошли вы и творчество современных драматургов Алексея Дударева и Андрея Курейчика, с которыми создали спектакли «Экзекутор» и «Пане Коханку». С кем сложнее работать: с классикой или современниками?

– С одной стороны, современному автору можно задать вопрос, чтобы глубже понять замысел его произведения. К классику же с таким вопросом не обратишься, но у тебя развязаны руки, включаешь фантазию. С другой – можно спровоцировать создание новой пьесы современным автором. Так родились спектакли «Подводники» и «Пане Коханку», созданные совместно с Андреем Курейчиком. Мы обсуждали общий замысел, идею, развитие сюжета. В этом прелесть работы с современным драматургом, а классик открывает больше возможностей для твоего собственного воображения, что тоже хорошо.

– Разнообразная палитра спектаклей, которые вы ставили, говорит о том, что вы постоянно в поиске, никак не можете остановиться на одном жанре.

– По моему мнению, режиссер должен уметь ставить все, особенно, если он – режиссер драматического театра. Для воплощения своих замыслов ему нужно искать яркие материалы. Если мне хочется пообщаться со зрителем и задать «проклятые» вопросы, нужны произведения Федора Достоевского, а если захочется повеселиться, – найдется комедия «Проделки Ханумы». Режиссеру нужно развиваться разнопланово. Когда ставишь спектакли в одном тоне, невольно начинаешь под свой стиль подстраивать авторов. Я этого делать не хочу. Нужно направлять свою режиссуру на раскрытие замысла автора и проявление тех его идей, которые интересны сегодня.

– А как же устоявшееся мнение, что режиссер знает лучше?

– Режиссер знает, как надо, а хороший – как не надо. Режиссер-эгоист кричит всему миру: «Посмотрите, как Я круто ставлю спектакли! Как Я могу!». Студентам, которым преподаю режиссуру в Белорусской государственной академии искусств, объясняю, что надо быть скромнее, не выпячивать себя на первый план. Высший пилотаж режиссуры в том, чтобы ее не было видно. Об этом мне сказал легендарный режиссер и педагог Аркадий Кац, и это правильно.

– Согласна, но порой театры вынуждены откликаться на запросы зрительской массовки, чтобы получить прибыль, и тогда спектакль перерастает в шоу со спецэффектами. Бывает и так, что классика осовременивается до неузнаваемости.

– В подобных экспериментах велик процент случайности. А если спецэффект просто «прилеплен» к спектаклю, актуализация не мотивирована режиссером, то зритель выходит из зала с вопросами, а ему нужно получать на них ответы во время спектакля.

– У вас множество наград. Какие самые дорогие сердцу или они для вас не важны?

– Думаю, когда творческий человек говорит, что ему все равно, есть или нет награды, он лукавит. Для художника любая из них подчеркивает его удачи и заслуги. Мне дороги медаль Франциска Скорины, награды от министра обороны и, конечно, звание заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь. Приятно, когда государство отмечает заслуги художника, и искренне радуюсь, когда награждают коллег.

–  Юбилей — один из знаковых моментов в жизни. Какие задумки на следующие пятьдесят лет?

–  Понял, что долгоиграющих планов в театре строить нельзя. Театр – это корабль, идущий по волнам к манящим и таинственным берегам. Ты в положении Колумба: не знаешь, ожидать ли шторма или штиля, будут ли на пути скалы или рифы. Но, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути, театр должен четко осознавать свою главную цель – обогащение души человека. И как художественный руководитель подбираешь пьесы для репертуара, постановщиков, художников, работаешь с актерами, думаешь обо всех. Режиссеру проще, он заботится прежде всего о воплощении своих замыслов.

А еще важно, чтобы в театр приходили зрители не под воздействием пиара или рекламы, а потому, что родился по-настоящему интересный спектакль. Мне кажется, сегодня театру в океане рыночных отношений нужно научиться выживать без фальшивых сенсаций, сохраняя при этом свой художественный уровень. Когда работаешь только ради сенсации, забываешь о главном – идее Автора и ее воплощении. Театр порой двигают в направлении сферы услуг, но профессиональное искусство не вписывается в эти рамки.

– Что можете сказать о дальнейшем пути театра?

– Наш театр открыл 87-й театральный сезон и уверенно смотрит в будущее. Реконструкция закончится, мы вернемся на нашу сцену и откроем двери в зрительный зал. Самый большой зал среди драмтеатров Минска – на 450 мест. И когда такой зал полон – это большое счастье. Это значит, мы делаем что-то такое, что заставляется людей оторваться от телевизора и подняться с уютных диванов. Нужно продолжать работать так, чтобы зрители спешили к нам.

Тэги: культура театр худрук сергей ковальчик интервью
Если Вы заметили ошибку, сообщите о ней, пожалуйста, редактору сайта

Комментарии:



загрузка...

Присоединяйся!

#

Новости партнеров

Видео

Все видео



Армейский паек боевой обновленный (видео от SoLiD)

13 самых загадочных мировых эпидемий (видео)

Фермерам, що втратили посіви через посуху, призначать компенсації

Фото

Все фото



АЗ «Чайка-Сервис» отгрузил партию спецавтомобилей для «Мострансавто»

Завод «СпецДорМаш» модифицировал автогрейдер СДМ-25

МГУ против ХГИК: кто победит в «Битве университетов» в приложении Likee?

Анекдот дня

Петя выкуривал 20 сигарет в день, а Коля выкуривает 15 сигарет в день. Вопрос: не настораживает ли Колю, что о Пете упоминается в прошедшем времени?

Все анекдоты

Что ещё почитать

ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ